Дельфин
Андрей Вячеславович Лысиков (родился 29 сентября 1971, Москва), более известный под псевдонимом Дельфин, — российский поэт и музыкант, бывший участник скандального хип-хоп-трио «Мальчишник» и проекта «Дубовый Гаайъ». Лауреат молодёжной премии «Триумф» 2000 года, премии MTV RMA 2004 года как лучший артист, премии Rock Alternative Music Prize (RAMP) 2008 в номинации «Клип года» за клип на песню «Без нас».
Женат, жена Лика, дочка Ева (1998),сын Мирон (2008).
«Мальчишник»
После окончания школы Лысиков поступил в радиомеханический техникум, откуда ушёл с 3-го курса. Подрабатывал в театре и торговле. Параллельно занимался брейк-дансом, имеет ряд призов и грамот с различных танцевальных фестивалей.
В 1991 году Андрей присоединился к хип-хоп-группе «Мальчишник» и взял псевдоним «Дельфин». Незадолго до этого группа выпустила свой дебютный альбом, который, став новинкой для отечественной музыки, имел успех у аудитории. В 1991 году внутри коллектива происходят радикальные изменения: группу покидают два её участника, и на смену им приходит новый человек — Дельфин, который со временем становится лицом «Мальчишника». С приходом Дельфина группа резко меняет свой имидж, делая основной акцент в своём творчестве на эпатаж публики. Профилирующей темой песен группы становится секс. Неполиткорректный имидж группы подкрепляла расистская композиция «Секс-контроль». Тексты некоторых композиций настолько откровенны, что могут вызвать у неподготовленного слушателя шок.
Композиция «Секс без перерыва» — одна из характерных песен коллектива в этот период творчества. После показа видеоклипа на неё по первому каналу общесоюзного телевидения разразился скандал, в результате которого был уволен выпускающий редактор программы «50/50». С этого случая у группы начинаются проблемы с прессой. Для того, чтобы принять участие в телешоу «Площадка Музобоза», Дэну, Дельфину и Мутабору пришлось в срочном порядке записывать фонограмму, которую смогло бы одобрить теленачальство.
Осенью 1994 года «Мальчишник» записывает новый альбом под названием «Кегли». В нём тексты становятся ещё жёстче, используется ненормативная лексика. Это упрочило скандальную славу коллектива, обострив отношения со средствами массовой информации и погрузив «Мальчишник» в андеграунд.
«Дубовый Гаайъ»
В период с лета 1992 по осень 1993 года Дельфин совместно с группой Alien Pat. Holman занимается записью сайд-проекта, по музыке и тематике совершенно противоположного «Мальчишнику». Он получил название «Дубовый Гаайъ». В нём музыкант позволил себе поэкспериментировать. Как гастролирующий коллектив «Дубовый Гаайъ» был замечен всего лишь один раз: зимой 1992 года группа дала свой первый и последний концерт на рэп-фестивале в Риге. Запись, сделанная на этом концерте, была очень популярна среди фанатов и долго ходила по рукам, переписываясь с кассеты на кассету. Все композиции, вошедшие в оба альбома «Дубового Гаайя», пронизаны особой «чёрной» лирикой, наводящей слушателя на мысль о неизбежности судьбы. По стилю проект представлял собой альтернативную гитарную музыку. Позже Дельфин исполнил песни «Дубового Гаайя» «Я хочу умереть» и «Суицидальное диско» на фестивале «Нашествие 2002».
Dolphin
В 1996 году Дельфин покидает трио и начинает работу сразу над двумя противоположными по стилистике проектами. Первый из них — «Мишины Дельфины», совместный с Михаилом Воиновым, гитаристом, ныне участником группы Cosmonaut&Satellites и проекта E-Van. В нём музыкант продолжил творчество, начатое в своё время в группе «Дубовый Гаайъ». В рамках проекта вышел всего один альбом — «Игрушки» (на заглавную песню был снят видеоклип, который впоследствии ротировался на телевидении как клип Дельфина) и состоялся всего один концерт.
Второй проект получил название «Dolphin». В июне 1997 года Дельфин завершил запись материала и выпустил пластинку под названием «Не в фокусе». На песню «Дилер» был снят нашумевший видеоклип, показывающий моменты из жизни наркодилера. Дельфин, по его словам, старался натолкнуть людей на мысль о превратностях жизни, связанной с наркотиками.
Летом 1997 года с Дельфином произошли два скандала. Во время его выступления на международном байк-шоу недовольные исполнителем байкеры закидали его пивными банками. Дельфин в ответ публично спустил штаны. Позже, в прямом эфире передачи «Партийная зона» ТВ-6 Дельфин спел нецензурную песню «Я люблю людей», после чего его некоторое время не пускали на телевидение.
В этом же году Дельфин записывает новый альбом, который получил название «Глубина резкости». Выход пластинки несколько раз откладывался, и издана она была только в 1999-м. В новых песнях музыкант активно использует сэмплы из различных хитов и, кроме того, засэмплированные звуки живых инструментов. Тексты песен в основном касаются переживаний, волнующих людей — Вера, Надежда, Любовь. В песне «Дверь» он впервые спел мелодический припев. Канал MTV показывал его клипы («Дверь», «Я буду жить», «Любовь», «Цель» — совместный с группой «Спирали»; песня «Цель» не была издана на альбомах Дельфина, — а также старые клипы), и популярность певца быстро возросла. Концерты с этого момента проходят с большим успехом.
В то время Дельфин стал уделять внимание визуальной стороне шоу. Если раньше во время концертов он просто ходил ссутулившись по сцене и произносил текст в микрофон, то теперь с помощью режиссёра Павла Руминова подготовлена видеопрограмма, которая демонстрируется на экранах. В концертах иногда принимают участие брейк-группы. Дельфин читает свой рэп, как правило, под «минусовую» фонограмму.
В 2000 году Дельфин выпустил концертный альбом «Я буду жить», сопровождённый видеоверсией, и новый студийный альбом «Плавники». Этот альбом был записан и готов к выходу ещё двумя годами ранее — в 1998 году (все песни были придуманы и записаны в течение двух недель — с 14 мая по 2 июня 1998 года на студии «Стрит», а демо-микс из них вошёл в альбом «Глубина резкости»). Компания «Крем Рекордс» опасалась, что «Плавники» не будут хорошо продаваться. Только после успеха концертного альбома и песни «Радиоволна», ставшей бонус-треком, а также видеоклипа на неё альбом был издан.
Затем последовал выход принципиально нового альбома «Ткани», в котором впервые не было использовано заимствованных элементов и сэмплов. Этот альбом не имел особого успеха у слушателей, однако он был переиздан с двумя бонус-треками.
В 2004 году поведение Дельфина на премии MTV послужило поводом для нового скандала. Отказавшись от обязательного исполнения песни под фонограмму, Дельфин демонстративно не открывал рот под звучащие слова фонограммы. Аналогично поступила группа «Ленинград».
Следующий диск, «Звезда», вышедший в 2004 году, стал одним из самых коммерчески успешных в карьере Дельфина, поскольку на радиостанциях «крутились» сразу четыре песни с этой пластинки: «Глаза», «Романс», «Серебро» и «Весна». В этом же году все альбомы Дельфина были переизданы с бонус-треками (с концертной записи «Я буду жить» было взято по одному треку для каждого альбома). При этом оформление альбомов было немного изменено.
Новая пластинка «Юность» вышла 22.11.07 и содержала 13 новых песен Дельфина, записанных им после трёхлетнего перерыва вместе с гитаристом Павлом Додоновым. Павел участвовал и в записи предыдущей работы Дельфина («Звезда», 2004 год) — теперь же он стал одной из важнейших творческих единиц проекта, человеком, во многом определившим суть и смысл альбома.
Выход пластинки Дельфин прокомментировал так: «Всю музыку сочинил Паша. Без слов. Потому что слова ограничивают. А не хотелось этого делать, хотелось дать ему свободу, развязать ему руки. Для него и для меня это идеальный вариант. Когда есть уже определённый музыкальный ряд, мне легче подобрать слова, учитывая свои эмоции, свои чувства. Поэтому в итоге вышло всё так, как и задумывалось».
Альбом был записан на собственной студии (звукоинженер — Ренат Ибрагимов), сводился на студии «На Таганке» (звукорежиссёр — Андрей Старков), мастеринг — Soren Von Malmborg at Cosmos Mastering, Stockholm, Sweden.
Новая пластинка сделана в стилистике музыки 80-х годов — стук архаичных драм-машин, синтетические клавиши и шумящие гитары; странный гибрид раннего синтипопа, классического электрофанка и независимого рока. Дельфин: «Эта пластинка о детях и для детей, которые остались внутри нас, и которых хочется сохранить. Мне кажется, альбом должен вызывать внутреннее напряжение, некоторый трепет, даже некий приятный дискомфорт».
Первая весточка с альбома — открывающая его песня «Кокон». Ролик удивительным образом склеен из тысяч фотографий, сделанных в процессе съёмок и идеально подходит к самой композиции, а также отражает настроение всего альбома в целом. Режиссёром видео выступил сам Дельфин: «Съёмки длились довольно долго — более 10 дней, потому что снималось всё на фотокамеру. Очень необычная идея, необычный ход».